| Предлагаемая мною конструкция басового звена, по известным причинам не
охотно состыковывается с фронтальной акустикой, спектр воспроизводимых
частот которой не опускается ниже 200 Гц…но речь пойдёт не о том.
Прежде всего хочется упомянуть о всех многократных отзывах о
«качественности» большинства русских динамиков, с коими я полностью
согласен. И не смотря на это, всё-таки я решился на такой «подвиг» и
потратил энное количество времени и материальных средств. Как в итоге
выяснилось - не зря…
Вот, собственно, и сама головка. Это рабочая лошадка русских колонок
типа «Корвет», откуда и была выкручена… В связи с не новизной динамика,
пришлось его покрасить. Да, прямо из баллончика автомобильной акриловой
краской. Фото прилагаю. |
Для расчёта корпуса воспользовался всем известной прогой JBL Speaker Shop.
Кстати, у кого нет характеристик на данное произведение советских инженеров прилагаю и оное:
* Fs – 25Гц * Qts – 0,35 * Vs – 200+/-50 Л * SPL – 0,1 Дб * Рном – 75Вт * Ршум – 100Вт * Рдолговр – 150Вт * Рпредел – 300Вт * Z – 8 Ом
После не долгих умозаключений и тыканий клавиш компьютера нарисовались следующие параметры корпуса:
Vb – 80 Л; Fb – 27 Гц
Следом за параметрами корпуса я рассчитал фазоинвертор. А рассчитывался он по принципу «Матараццо» (разработчик конструкции Жан-Пьеро Матараццо).
Матараццо, собственно и предложил новую , которая учитывает влияние стенки корпуса акустической системы на расчёт длины фазоинвертора .
Здесь частота – в герцах, объем – в литрах, а длина и диаметр тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее.
Этот учёный предложил решение, относительно корпуса самого фазоинвертора, а именно по уменьшению длины тоннеля фазоинвертора. Тоннель «Песочные часы» и щелевой вариант «Песочных часов» соответственно
Такая геометрия позволяет укоротить тоннель по сравнению с исходным, постоянного сечения, по меньшей мере, в полтора раза, а то и больше.
Размеры тоннеля в форме песочных часов, эквивалентного
цилиндрическому диаметром 80 мм и длиной L0
|
L0
|
Lmax
|
d
|
D
|
L1
|
L2
|
h
|
Wmin
|
Wmax
|
160
|
100
|
58
|
81
|
60
|
20
|
50
|
52
|
103
|
200
|
125
|
58
|
81
|
75
|
25
|
50
|
52
|
103
|
260
|
175
|
58
|
82
|
105
|
35
|
50
|
52
|
104
|
330
|
200
|
55
|
82
|
120
|
40
|
50
|
48
|
104
|
400
|
250
|
55
|
83
|
150
|
50
|
50
|
48
|
105
|
500
|
300
|
54
|
83
|
180
|
60
|
50
|
45
|
105
|
630
|
400
|
54
|
84
|
240
|
80
|
50
|
45
|
106
|
750
|
450
|
54
|
84
|
270
|
90
|
50
|
45
|
106
|
То же, для исходного тоннеля диаметром 100 мм
|
L0
|
Lmax
|
d
|
D
|
L1
|
L2
|
h
|
Wmin
|
Wmax
|
270
|
175
|
71
|
100
|
105
|
35
|
60
|
69
|
130
|
330
|
200
|
71
|
100
|
120
|
40
|
60
|
69
|
130
|
420
|
250
|
71
|
100
|
150
|
50
|
60
|
69
|
130
|
530
|
300
|
69
|
102
|
180
|
60
|
60
|
66
|
133
|
650
|
400
|
69
|
102
|
240
|
80
|
60
|
66
|
133
|
800
|
500
|
68
|
103
|
300
|
100
|
60
|
63
|
135
|
1000
|
600
|
68
|
103
|
360
|
120
|
60
|
63
|
135
|
1180
|
750
|
68
|
103
|
450
|
150
|
60
|
63
|
135
|
Что означают размеры в таблицах 3 и 4, станет ясно из рис. D и d – это диаметр цилиндрической секции и наибольший диаметр конической секции, соответственно, L1 и L2 – длины секций. Lmax – полная длина тоннеля в форме песочных часов, приводится просто для сравнения, насколько короче его удалось сделать, а вообще, это L1 + 2L2.
Технологически песочные часы круглого поперечного сечения делать не всегда просто и удобно. Поэтому и здесь можно выполнить его в виде профилированной щели (см рис.) Для замены тоннеля диаметром 80 мм Матараццо рекомендует высоту щели выбрать равной 50 мм, а для замены 100-миллиметрового цилиндрического тоннеля – равной 60 мм. Тогда ширина секции постоянного сечения Wmin и максимальная ширина на входе и выходе тоннеля Wmax будут такими, как в таблице (длины секций L1 и L2 – как в случае с круглым сечением, здесь ничего не меняется). Если понадобится, высоту щелевого тоннеля h можно изменить, одновременно скорректировав и Wmin, Wmax так, чтобы значения площади поперечного сечения (h.Wmin, h.Wmax) остались неизменными.
Вот то, что получилось у меня. Параметры следующие:
* Lmax – 190мм * L1 – 114мм * L2 – 38мм * H – 60мм * Wmin – 69мм * Wmax – 130мм
Делался фазоинвертор из 5мм оргстекла, затем окрашивался в чёрный цвет.
Итак . Комментарий я тут сделаю по поду передней и задней стенки – передняя, как видно двойная, склеена и скручена. Лунки под саморезы были зашпатлёваны авто шпатлёвкой. (На фото они ещё не зашпатлёваны) А сами саморезы промазаны клеем, дабы исключить возможность их выкручивания от вибрации (в моей практике случаи имели место быть).Торцы стенки закруглены. Материал ДСП, как и у всего корпуса. Все соединения клеились «жидкими гвоздями». Тыловая стенка имеет нишу для расположения там усилителя, фильтра регулирования среза частоты и фазовращателя, т.к. сабвуфер планировалось сделать активным.
Сзади же и находится отверстие для порта фазоинвертора.
После тщательной обработки корпус был обклеен самоклеящейся плёнкой под будущий интерьер моей комнаты. (Акустическая система справа, так же моего изготовления, которую тоже в последствии обклею в синий).
Ножки для саба были сделаны из стали конусообразные (но это, правда уже не мною).
Внутренний объём корпуса обклеен шумоизоляцией и положен звукопоглотитель.(На этих компонентах лучше не экономить)
Что касается усилителя, то он традиционно делался на знаменитой . И что бы про неё не говорили, вот, мол дерьмо и т.д. для домашнего изготовления сабвуферного усилителя, я в соотношении простота обвязки/качество/стоимость лучше пока не нашёл.
Здесь представлена схема мостового подключения двух микросхем, общей номинальной выходной мощностью 150 Вт. Этого вполне достаточно для раскачки 100ГДН-3.
Здесь представлена схема мостового подключения двух микросхем, общей номинальной выходной мощностью 150 Вт. Этого вполне достаточно для раскачки 100ГДН-3.
На схеме видны светло синие конденсаторы – это проходные, можно ставить вместо них и электролиты (но рекомендую ставить не полярные). Плату травил хлорным железом, чертёж переводил с распечатки лазерного принтера.
Блок питания 2-х полярный, параллельно ёмкостям питания припаяны шунтирующие конденсаторы и разрядники. Диодные моты с барьером Шоттки, по 10А, 1000В. Земля соединяется в одной физической точке. Провода, соединяющие блок питания с усилителем выбраны сечением, обеспечивающими пропускание тока до 20А. Принципиальная электрическая схема усилителя
Принципиальная электрическая схема блока питания
Блок регулятора среза частоты и фазовращателя
На входе установлен сумматор и пассивный фильтр первого порядка с частотой среза порядка 150 Гц. На транзисторе VT1 собран фильтр Баттерворта 2 порядка. Частота среза изменяется примерно от 50 до 200 Гц. На ОУ собран регулятор фазы. Нижняя граница диапазона – 15 Гц. Входной сигнал не должен превышать 1 вольт, иначе возможны искажения. Сигнал на входе ослаблен в 4-5 раз (12-14дБ), но, однако пришлось пойти в обход резисторов R1 и R2, т.к. сигнал с звуковой карты компьютера слишком слабый(по крайней мере в моём). Перед эксплуатацией необходимо подобрать резистор R6 до получения на выводе 6 DA1 напряжения 6+/-0,5В. Все схемы располагаются в задней части сабвуфера:
В заключение…конечно я и не надеялся получить от этой головы что то стоящего, т.к. имел ранее дело с отечественными головками. Может расчётами другими стал пользоваться, либо другими принципами сабвуферостроения, но из этого, можно сказать безнадёжного динамика получился приличный саб. Правда его габариты и вес…но этим приходится жертвовать для хорошего саба из русского динамика. Да, что касается баса то - хорошая отдача уже с 19 Гц!(если верить проге и моим ушам). Плотный, динамичный бас в музыке (Драм-н-басс без претензий), реальные спецэффекты в кино ( парк Юрского периода у Вас дома!) соседи в аут! Гы-Гы
|